Обратный звонок

Баухауз: история дизайна

18 Май 2020 | Обновлено: 25 Август 2020 | Азбука дизайна

 

Школа bauhaus просуществовала недолго, но успела сильно повлиять на архитектуру и дизайн XX века. Даже спустя 100 лет этот стиль актуален.

Содержание статьи:

  1. История баухауз
  2. Баухауз в Израиле
  3. Баухауз в СССР
  4. Изобретения баухауз

1. История баухауз

Школа Баухауз была образована в Веймаре 12 апреля 1919 года. Ее руководителем стал молодой архитектор из Берлина Вальтер Гропиус, сыгравший огромную роль в разработке «доступного жилья». Исходя из принципов Баухауз он спроектировал жилой квартал в Дессау, включающий 314 домов с небольшими садиками, площадь жилья варьировалась от 57 до 75 кв. м.

Walter-Gropius

Идеология Баухауз кроется в названии — «bau» с немецкого переводится как «строительство». Согласно принципам Баухауза зданию не нужен декор, оно должно быть функциональным.

Преподаватели и ученики Баухауза разработали идеи новой архитектуры, отвечающей веяниям времени: индустриали­зации и технологическому прогрессу. Согласно им форма здания станет значительнее, если будет видна кон­струкция, а декор (фриз, капи­тель) прячут инженерную мысль. Поэтому надо строить типовое, доступное всем людям жилье.

Учебная программа включала три курса. Подготовительный курс разъяснял основные понятия о цветах, фактуре материалов, формах, психофизическом действии разных форм и цветовых комбинаций. Прак­ти­ческий курс подразумевал труд в мастерских, где ученики своими руками изготавливали предметы. На треть­ем курсе они трудились на стройплощадке. Историю искусства давали позже во избежание копирования и стилевого подражания.

prepodavateli-bauhaus

Для преподавания в Веймар были приглашены: швейцарский художник Йоханнес Иттен, американский художник Лионель Фейнингер, скульптор Герхард Маркс, архитектор Адольф Мейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лотар Шрейер и Ласло Мохой-Надя. Студенты и преподаватели отличались левыми взглядами и смелыми идеями в искусстве: главное — функциональность, экономичность и ориентированность на массовое производство.

Надо создавать функциональный простой дизайн, эстетичные и удобные вещи, которые легко тиражировать.

В школе Баухауз изучали живопись, графику, промышленный дизайн, архитектуру, театр, а также разрабатывали интерьеры. Преподаватели и студенты сами оформляли помещения школы в Дессау. В здании размещались мастерские по текстилю, керамике, росписи стен, обработке металла, скульптуре, дереву, стеклу, рекламе, графике и фотографии, в которых было сделано много знаменитых вещей.

В 1925 году власти Веймара перестали оказывать финансовую поддержку школе, она переехала в Дессау, где находилась до 1931 года в здании, выстроенным по проекту Вальтера Гропиуса.

zdanie-shkoly-bauhauz-v-Dessau

Студенты учились и жили вместе. Для преподавателей были выстроены индивидуальные дома. Каждое функциональное помещение имело свой вид и решение. В Школе размещались классы для обучения, мастерские, кабинеты и столовые. Интерьеры, включая мебель, бытовые предметы и рисунки тканей, создавали сами ученики и преподаватели. Основные используемые цвета для них — синий, красный и желтый.

Некоторые помещения легко преобразовывались: благодаря передвигаемой перегородке столовая становилась танцплощадкой или площадкой для театрализованных представлений: еженедельно в школе устраивались совместные вечеринки учеников и преподавателей, они ходили с красными флагами, разукрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки ходили с короткими стрижками, юноши — с длинными волосами.

С 1919 по 1928 годы руководителем школы был Гропиус, его сменил Ханнес Мейер, а с 1930 года — Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 г. школу закрыли, перевели в Берлин и зарегистрировали как частную. Нацисты считали Баухауз средоточием идей большевизма, проводили в ней обыски и требовали уволить некоторых преподавателей. В 1933 г школу закрыли совсем.

В 1937 году Вальтер Гроппиус уехал в Америку. Там в 1938 году он стал главой архитектурного факультета Школы дизайна в Гарварде. Самым первым проектом в области архитектуры в США стал дом Гропиуса в Линкольне, штат Массачусетс, построенный согласно принципам баухауза, включающий мебель, созданную учениками и преподавателями Баухауза.

Dom-Groppiusa-v-Linkolne

Ханнес Мейер, второй директор, уехал согласно своим политическим идеалам в СССР. После войны некоторые представители Баухауз остались за границей в своих реконструированных домах, другие вернулись в Германию. “Новый” Баухауз был создан в западногерманском городе Ульм в 1950-х годах (Ульмская Школа дизайна).

Часть мебели, тканей, посуда и обои, созданные студентами и преподавателями Баухауза, были запущены в производство и стали успешно продаваться.

С воплощением новых идей в архитектуре дело обстояло сложнее: требовался состоятельный и идущий в ногу со временем заказчик. Им стал директор фабрики по производству табака «Ван Нелле» Альбертус Сонневельд. Дом Сонневельда в Роттердаме с изначальной обстановкой хорошо сохранился. Автором проекта стал голландский архитектор Лендерт ван дер Влюгта, а преподаватель Баухауза Эрих Дикман разработал отдельные предметы мебели.

Dom-Sonnevelda-v-Rotterdame

Шикарный в свое время особняк в наши дни выглядит скромным и пуританским: небольшие комнаты (в ранних проектах предусматривалось небольшое количество квадратных метров на человека), узкие коридоры, линолеум, окрашенные стены.

Супруга Сонневельда Гезине Сонневельд-Бос любила роскошь и новые, эпатажные вещи. Все изделия в доме, от мебели до прикроватного светильника, были сделаны на заказ. Использовались новейшие дорогие материалы (линолеум, каучук, алюминий) и разные технические новшества: во всех ком­натах были радиоточки, телефонные аппараты, столы, оборудованные звонками для вызова горничной, специальный лифт для подъема дров, терморегуляторы.

Dom-Sonnevelda

В доме имелась комната для прислуги, приемная и гараж. Гардеробная и ванная были гораздо больше остальных комнат. Несмотря на хорошо технологичную современную кухню в доме находилась кухарка.

Третий руководитель Баухауз Людвиг Мис ван дер Роэ также оставил яркий след в архитектуре баухауз. Его наиболее известные проекты — павильон Германии в Барселоне (1929), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958), дом Эдит Фарнсуорт («Стеклянный дом», 1951).

steklyannyj-dom-Edit-Farnsuort

«Стеклян­ный дом» доктора Эдит Фарнсуорт — один из самых «скупых» архитектурных проектов ХХ века. Остов здания состоит из тонких опор и плит перекрытий, использовано панорамное остекление, равно­мерно про­пускающее свет. 

2. Баухауз в Израиле

В середине 1930-х годов Баухауз стал активно развиваться в Палестине, куда из Германии, после того, как у власти оказались нацисты, эмигрировали архитекторы-евреи, учившиеся в Баухаузе: Шмуэль Мистечкин, Арье Шарон, Шломо Беренштейн. В Тель-Авиве до сих пор сохранились кварталы, построенные в стиле Баухауз, на Ротшильд-авеню.

bauhaus-v-Tel-Avive

Тель-Авив начала 1930-х годов отличался резким ростом населения, поэтому требовалось возведение новых жилых районов. С 1931 по 1937 годы в Тель-Авиве было построено более 3000 домов, в которых воплотились принципы Баухауза.

При проектировании «Белого города» (район назвали так из-за свет­лого цвета фасадов) архитекторы были вынуждены учитывать местный климат. Обилие солнца, жара и большая влажность вынудили архитекторов отказаться от больших окон и применить укоренившиеся методы строительства Ближнего Востока. Для обеспечения домов свежим воздухом и создания дополнительной тени возникли внутренние дворы-колодцы, аркады, вентиляционные люки, машрабии, патио.

belyj-gorod-bauhaus-v-Tel-Avive

Согласно требованиям функционального планирования сначала продумывалось пространство внутри: рациональное распределение жилых, хозяйственных и общественных помещений. Поэтому возникли разноэтажные здания и разные формы окон. Некоторые здания были вытянутыми, другие — более компактными. Эффектно смотрелись закругленные балконы на углах домов. Многие дома имели специальные пологи, балко­ны, дополнительные козырьки. Выступы и ниши в квартирах использовались для снижения температуры и усиливали сквозняк. На крышах сушилось белье, размещались сады, места отдыха и перголы. 

3. Баухауз в СССР

В СССР о Баухаузе узнали благодаря Первой выставке совре­менной архитектуры в Москве в 1927 году. В начале 1930-х иностранные архитекторы, поверив в революционные перемены, декларируемые советским правительством, стали разрабатывать типовые рабочие поселки в Сибири и на Урале. В период индустриализации нужна была быстрая экономная стандартизированная застройка. Необходимо было разработать новое жилье: многоквартирные дома, включающие хозяйственные и досуговые зоны, общежития, дома культуры.

В феврале 1931 года бывший директор Баухауз Ханнес Мейер с 7 учениками приехал в Москву. Всего прибыло около 30 специалистов.

Немецкие архитекторы оказали большое влияние на строительство соцгородов в Свердловске, Магнитогорске, Орске, Соликамске, Перми, Новокузнецке и т.д.

Биробиджан

В 1933 году Ханнес Мейер создал генеральный план Биробиджана в стиле Баухауз. Город был спроектирован на 50 000 человек к концу 3-ей пятилетки (1938-1942 гг.). В типовых ­районах были предусмотрены места для жилья, учебы, встреч с товарищами, спортивных занятий. Эти была концепция функционального соцгорода.

Низкая квали­фикация рабочих, нехватка стройматериалов и бюрокра­тия вынудила большинство архитекторов уехать из СССР. Но предложенные ими проекты воспринимались как перспек­тивный курс развития современных городов и влияли на застройку городов в 1940–50-х годах.

Мейеру не удалось увидеть реализацию своих планов в Биробиджане. Отношение власти к нему изменилось, против Мейера выступали его советские коллеги, пытавшиеся присвоить его проекты, в чем они и преуспели.

Сегодня Биробиджан сильно отличается от задуманного Мейером плана. Ханнес Мейер пробыл в Советском Союзе до 1937 г. За это время он сделал два градостроительных проекта – план Большой Москвы и проект столицы республики Биробиджан.

zheleznodorozhnyj-vokzal-Birobidzhan

На фото одно из немногих сооружений, построенных в стилистике Баухауз в Биробиджане — железнодорожный вокзал.  

Орск

В 1932 году для создания генерального плана соцгорода в Орске вокруг локомотивно-строительного и нефтеперерабатывающего предприятий были приглашены голландец Март Стам и швейцарец Ханс Шмидт. Они спланировали жилые районы, разделенные на кварталы с количеством жителей 4—5 тысяч, с трех- и пятиэтажными домами исходя из нормы жилплощади 9 кв. м на человека. Была также разработана схема социально-бытового обслуживания населения.

dom-v-muzykalnom-pereulke-orsk

Квартал № 8 был спроектирован на 5 тыс. жителей и включал кирпичные дома семейного типа и общежития. Рядом предусматривались двое яслей, две школы, спортивные площадки, столовые, магазины, парикмахерская, прачечная, почта и сберкасса. В итоге простроили только южную часть квартала: трехэтажные дома, пятиэтажку, ясли, детсад и школу. 

socgorod-v-orske-shkola-8

Свердловск

1928 год ознаменовался для Свердловском началом строительства завода тяжелого машиностроения. Рядом планировали соцгород для рабочих. Разрабатывал этот проект архитектор Петр Оранский. В начале 1930-х годов к нему присоединился Бела Шефлер, выпускник Баухауз.

Люди разделялись на одиноких и семейных, и квартиры строились коммунальные или индивидуальные. Дома шли по периметру, а в центре располагались детские учреждения и спортивные площадки. В кварталах предусматривались прачечные и бани, кинозалы, библиотеки, дома культуры, спортплощадки, аптеки и больницы, а также санатории для отдыха рабочих ночью без отрыва от производства.

Бела Шефлер находился в числе авторов комплекса «Фабрика-кухня и Торговый комплекс УЗТМ», заводоуправления УЗТМ, гостиницы «Мадрид», стадиона «Авангард», трех жилых домов на бульваре Культуры и школы № 22.

Fabrika-kuhnya-Sverdlovsk

Архитектору надо было объединить уже построенную фабрику-кухню с торговым корпусом. Внутри корпуса разместились обеденные залы, на первом этаже — точки бытового обслуживания, на крыше — летнее кафе.

В связи с началом строительства жилых домов с кухнями и появлением столовых в заводских цехах фабрика-кухня стала не нужна и после реконструкции превратилась в дом культуры. 

Магнитогорск

В Магнитогорске практически полностью уцелел квартал около Магнитогорского металлургического завода, который проектировала группа Эрнста Мая.

Изначально предполагалось построить жилье и инфраструктуру из расчета на 9,3 тыс. человек. В центре располагались жилые дома, окутанные зеленью, с общественными зданиями по периметру. В проекте были предусмотрены два парка с местом отдыха и спортивными площадками. Внутри были аллеи, скульптуры и фонтаны.

socgorod-Magnitogorsk

Проект предусматривал трехэтажные жилые дома, расположенные секциями, каждая из которых состояла из четырех комнат, туалета и ванной. Планировалось, что в домах будут жить исключительно взрослые. Для детей предусматривались ясли, детсады и школа-интернат. Родители должны были видеться с детьми после работы, а на ночь оставлять их в детских центрах. Этим планам не было суждено осуществиться.

Воплощенный проект с замыслом Эрнста Мая совпал только частично. Руководство строящегося города хотело быстрее построить дома, поэтому постройку общественных зданий отложили. Возвели только фабрично-заводскую школу, детсад, столовую и гастроном. 

Новокузнецк

Соцгородом назывались жилые микрорайоны в СССР, которые возводились в период индустриализации по единому плану, располагались рядом с новыми крупными предприятиями и предназначались для проживания и досуга работников заводов. В них входили жилые дома и объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения. Проект новокузнецкого соцгорода был разработан в 1934 г. главным архитектором Франкфурта-на-Майне Эрнстом Маем, однако полностью реализован не был.

socgorod-v-novokuznecke

В 1930 году началось строительство первых десяти домов. С учетом этих домов Эрнсту Маю пришлось проектировать соцгород. Дома построены группами по пять домов в каждой, между ними — свободное пространство для зон отдыха: скверов, спортивных площадок и так далее. Дома выходят глухим торцом на проезжую часть, чтобы не допускать шум с улицы, пыль и грязь. В квартирах предполагались спальни, кухни и ванные комнаты. Комнаты были небольшие, так как отдых советских людей должен был быть только коллективный, как и труд. 

4. Изобретения Баухауз

Кресло Wassily, 1925–1926 г, Марсель Бройер

Преподаватель Баухауз Марсель Бройер использовал для каркаса кресла трубчатую сталь, применив технологию бесшовного сгибания трубок в автомобильной промышленности. Название Wassily креслу было дано в 60-е годы, в честь Василия Кандинского. Изначально ремни кресла были холщовыми, потом стали кожаными. Кресло стало родоначальником серии мебели на металлокаркасе — стульев, столов, диванов, кроватей и систем хранения.

Kreslo Wassily

Кресло Barcelona, Людвиг Мис ван дер Роэ

Дизайнер и архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ создал это кресло для Международной выставки в Барселоне 1929 года. Кресло состояло из плоских подушек на металлическом каркасе. Позже конструкцию усовершенствовали: сделали монолитную раму. Кресло очень знаменито и удобно, его любят ставить в офисах и приемных.

Kreslo-Barcelona

Металлический чайник, Наум Слуцкий

Чайник был создан промышленным дизайнером Наумом Слуцким и подтверждал принцип баухауз: дизайну не нужен декор, вещь должна быть практичной. Красота заключается в форме вещи.

Metallicheskij-chajnik-bauhaus

Настольные часы, Марианна Брандт, 1930

В 1930 году Марианной Брандт были сделаны часы из хромированного металла. Форму этих часов очень часто повторяют, они стали символом культуры быта XX века.

Nastolnye-chasy-Marianne-Brandt

Стеклянный чайный сервиз, Вильгельм Вагенфельд, 1930–1934 годов

Самый знаменитый продукт стекольных мастерских Баухауза — чайный сервиз, автор Вильгельм Вагенфельд. Сегодня это самая популярная посуда в кафе: через прозрачное стекло интересно наблюдать процесс заварки чая.

Steklyannyj-chajnyj-serviz-Wilhelm-Wagenfeld

Тележка на трех колесах, Марсель Бройер

Трехколесный сервировочный столик, дизайн Марселя Бройера. Сотрудники Баухауза искали вдохновение в чистом стиле больниц, даже идею модульных кухонь они увидели именно там.

Servirovochnyj-stolik-Marcel-Breuer

Текстиль с геометрическим орнаментом

Текстиль в текстильных мастерских Баухауза стали производить сразу после открытия школы.

Отличительная черта тканей Баухауза — структурность благодаря использованию нитей разных характеристик, состава и толщины.

gobelen-Gunta-Stolzl

Гунта Штельцель, единственная женщина-мастер Баухауза, создавала новые типы плетения, проводила эксперименты с синтетикой, целлофаном и техниками окрашивания. Именно она придумала «железное полотно» для стульев Марселя Бройера.

Текстильная мастерская — самый успешный коммерческий проект Баухауза, привлекший большое количество заказчиков.

Стеллаж, дизайн Марселя Бройера, 1934

Открытые отдельно стоящие стеллажи из металлических трубок, которые служат перегородками в помещении свободной планировки — одно из самых интересных изобретений Баухауза в дизайне интерьера.

stellazh-Marcel-Breuer

Светильники Марианны Брандт

Подвесные лампы, изменяющие свою высоту — также одно из творений Баухауза. Над ними много работала Марианна Брандт, возглавлявшая 1928 году мастерскую по обработке металла.

Подобные подвесные светильники, изменяющие направление светового потока, мы используем и сегодня.

svetilnik-Marianne-Brandt

Шахматы Йозефа Хартвига

Этот красивый шахматный набор, разработанный в 1922 году Йозефом Хартвигом, типичен для стиля баухауз. Он отличается характерными формами баухауз: кубики, шары и цилиндры. Конструкция каждой детали указывает на тип фигуры.

shahmaty-bauhaus

Консольный стул Марселя Брейера - Стул Cesca

Консольный стул Марселя Брейера, разработанный в 1927 году. Его конструкция, сочетающая трубчатую стальную конструкцию с деревянными рамами для сиденья и спинки, стала его самым большим коммерческим успехом.

Когда итальянский производитель Gavina s. p. a.начал выпускать свои проекты в 1962 году, кресло было прозвано Cesca в честь приемной дочери Брейера Франчески.

stul-Cesca

Кресло Гроппиуса

Спроектированное архитектором и основателем Баухауза Вальтером Гропиусом, кресло Гропиуса использовалось в качестве кресла в его офисе в Дессау-Баухаузе. Основание кресла выполнено из ясеня, сиденье из ткани.

kreslo-Walter-Gropius

Клубное кресло Йозефа Альберса

Клубное кресло было разработано Йозефом Альберсом в 1928 году, когда он был назначен директором мебельной мастерской Баухауз. Первоначально оно было разработано для дома Ганса Людвига и Маргариты Эзер в Берлине.

Klubnoe-kreslo-Josef-Albers

 

Вернуться
Список статей
Наши преимущества
Любые стили дизайна
Мы работаем с любыми стилями и направлениями в дизайне исходя из предпочтений Заказчиков.
Любые помещения
Мы работаем с помещениями любой площади и назначения, будь то загородный дом или комната в квартире.
Скидки и бонусы
Мы предоставляем скидки и бонусы на мебель и материалы от наших поставщиков.
Эксклюзивные решения
Мы разрабатываем эксклюзивные решения без копирования чужих идей.

Предоставляемые услуги

Обратная связь

Напишите нам свои вопросы