Зеркало. Неслучайное отражение. Часть 2. История зеркал

15 Ноябрь 2014
|
Категория: Азбука дизайна

Автор - Член Международной ассоциации искусствоведов СНГ, дизайнер Зуева Марина Геннадьевна и дизайнер Кутырев Д. И.

 

Отражение в воде подтолкнуло людей к изобретению зеркал. Зеркалу не дано ни своего цвета, ни своей формы, в нём отражается всё, что находится перед ним. Зеркальная пустота, на первый взгляд равнодушного стекла, во все времена пугала человека своей таинственной и магической силой. Зеркало отражало  не только предметы реального мира, но и их суть, а по большому счёту, сами  секреты мироздания. Такие представления нашли отражение в сознании людей различных религий и верований.

 

«ЗЕРКАЛО ИСТИНЫ»

    Представления о том, что с помощью отражения на поверхности воды или других жидкостей, магических кристаллов и зеркал можно предсказывать будущее и открывать тайны бытия, присутствуют с незапамятных времён у многих народов. 

Зеркало всегда имеет символический смысл, и украшения на нём стали необходимы не только для привлекательности. Это своего рода подсказки для людей, которые  указывали на его особую магическую силу. Зеркальная поверхность не просто отражает, она придаёт отражённому предмету иную сущность, хотя бы только потому, что отражение является перевёрнутой реальностью. Люди с древности до наших дней любят полировать практически всё: поддающийся обработке  камень  и различные  металлы, искусственные непрозрачные и пропускающие свет материалы. Глянец  в современном представлении олицетворяет успешность, счастье и вообще, удачно сложившуюся жизнь. Так ли это, попробуем поразмышлять.

Зеркала – свидетели прошлых эпох, могут рассказать и о себе. Самые ранние зеркала относятся к III тысячелетию до н. э. – они имеют символическую круглую форму  и  отлиты из бронзы.

 

Лицевая их сторона   тщательно отполирована. Древние египтяне уже умели изготовлять зеркальное стекло, а к V веку до Р. Х. греки добились значительных успехов в шлифовке и полировке разных поверхностей. Оборотная сторона зеркал украшалась узорами, рельефными изображениями мифологических сюжетов и праздничных сцен, чаще всего, конечно, свадебных.

 

И греки, и предприимчивые римляне считали зеркало атрибутом богини любви, поэтому его ручке придавали  форму грациозной женской фигуры. Иногда ручку зеркала выполняли в форме кисти руки человека. Современные люди бы отказались смотреться в них – отражение мутное и нечеткое. В I веке до Р. Х.  в производстве стекла и зеркал древнего мира была достигнута вершина:  стеклянную пластину накладывали на слой свинца или олова. Отражение приобретало чистоту и как бы оживало.  Однако все языческие достижения были забыты на многие века, и раннее христианство считало зеркало дьявольским изобретением, а отражение в нем недостойным обсуждения.

 

«ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ»

Лишь в начале XIII столетия в Европе вновь появились скромные зеркала из полированных металлов или горного хрусталя на серебряной и свинцовой основе. Ими стали украшать интерьеры.  Верили: стены слышат, а зеркала всё видят  и хранят в своей бездонной памяти многочисленные образы.  В начале XIV века искусные венецианские стеклодувы  стали делать выпуклые зеркала: в большой зеркальный  шар через трубку вливали расплавленное олово или смесь свинца с сурьмой, когда металл, растёкшийся по внутренней поверхности, остывал, стекло разбивали и мастер придавал небольшим осколкам нужную  круглую форму. Весь куртуазный XIV век отразился в зеркалах со всем своим блеском, роскошью, утончённой любезностью и рыцарской любовью.

Зеркала были разнообразных форм и размеров – карманные и туалетные, круглые и прямоугольные, сделанные из сплавов золота и серебра, олова или даже из горного хрусталя. Украшались эти предметы роскоши тонкой резьбой по слоновой кости, инкрустацией из полудрагоценных камней, чернёнными бронзовыми рельефами. Зеркала  вставляли  в кожаные, с красивыми орнаментальными тиснениями, футляры.

Постепенно технология изготовления зеркал прогрессировала. Привычные, близкие по отражению нам, современным людям, плоские листовые зеркала впервые изготовили братья  Доменико с острова Мурано в XVI веке. Они разрезали горячий стеклянный цилиндр, раскатав половинки на медной ровной  столешнице. Сплав свинца сменился оловянной амальгамой; её получали, разливая ртуть на лист оловянной фольги (станиоли). Затем сверху накладывали уже тщательным образом отполированное зеркальное стекло, плотно прижав его тяжёлым грузом, чтобы стёк излишек ртути.

В эпоху Итальянского Ренессанса живописцы писали автопортреты на досках небольшого размера с помощью двух  зеркал. Именно поэтому, больше всего были распространены оплечные профильные изображения, чуть больше реального размера натуры.  Размещались  небольшие  зеркала как картины  на кованых гвоздях при помощи железных цепочек, чаще всего их размещали на уровне глаз стоящего человека. Картина и зеркало считались обязательными   предметами мебели, завершающими интерьер дома зажиточного  горожанина. Хотя стоили зеркала очень дорого, одно, небольшого размера зеркало украшало  интерьер и характеризовало хозяина,  как уже  богатого человека.  Ренессанс с его гуманизмом вознёс на пьедестал красоту одухотворённого тела человека. Роль зеркала возросла. А раз так, то всё должным образом должно быть украшено – и  зеркала начинают не просто обрамлять, а придавать этому действию особый смысли значение.   Сначала их вставляли  в простые, без особых изысков профилированные  деревянные рамы, сделанные из ореха, каштана или тополя; затем в более изящные, резные с пилястрами, колоннами, карнизами и фронтонами. К  северу от Италии, в европейских  странах господствовала мистика средневековой готики, поэтому зеркала, как сюжеты  алтарных композиций, вставляли  в сложные  формы стрельчатых арок.

В солнечной  Италии  предпочитали  орнаментировать резное дерево и литую бронзу композициями из гротеска с картушами и маскаронами: ангелы и мифологические существа населяли зеркальные ниши, обрамлённые лёгкими узорами, имитирующими  виноградную лозу, букеты цветов или фрукты. Модными считались восьмиугольные зеркала в бронзовых рамах, выложенных миниатюрной  мраморной мозаикой или обрамлённые агломератным стеклом. Это стекло окрашивали лазуритом, покрывали позолотой или же белой эмалью с вкраплениями кораллов. В моду вошло венецианское зеркало, отражение в котором казалось  мягким и «искрящимся» за счёт добавления в амальгаму золота, серебра или бронзы. Широкие зеркальные откосы такого зеркала украшали разноцветными камешками или стёклышками, образующими красивый орнамент. Смотрясь в венецианское зеркало, люди видели себя более собранно и как будто помолодевшими (так как не видны детали и мелочи), поэтому иметь такое зеркало было престижно. Большое зеркало требовало огромных финансовых вложений, говорили, что стоимость была сравнима  с таким же  живописным полотном  великого Рафаэля Санти.

 

В настоящее время венецианским называют зеркало, которое кажется  «состаренным» за счёт напыления на стекло различных слоёв, содержащих драгоценные металлы в определённой последовательности.

С течением времени  технология изготовления стекла совершенствовалась.  Так, наряду с дутым зеркальным стеклом, стали применять литое стекло, изобретённое французом Бернаром Перро, что позволило намного увеличить зеркальную поверхность. Зеркало использовали как отражатель солнечного света с целью затруднения действий вражеской стороны в Европе во время тридцатилетней войны. 

Зеркало получило стилевые характеристики эпохи, изменяясь, согласно моде. Его применяли как для визуального расширения  пространства каминных и танцевальных залов, так и для отражения их великолепного  интерьера. Барочный стиль  помещений определил непривычные  места расположения зеркал: на потолке – над кроватью короля или королевы, а также на боковых откосах окон в кабинетах, комнат для переодеваний и в длинных коридорах.  Вельможам   было необходимо уснуть в красивой позе, пробудившись, увидеть себя в зеркале и  подать  знак  церемонии торжественного одевания; а также контролировать правильность деталей своего костюма  при многочисленных приёмах гостей.

 

Зеркала, зрительно увеличивающие внутреннее пространство, помогали дамам и кавалерам не только видеть себя, но и сравнивать себя с окружающими и обстановкой в любой момент жизни. Огромные зеркала, отражающие интерьеры общественных залов, крепились на филёнках дверей, на стенах и верхних частях высокой мебели. Сами зеркала часто располагались под небольшим углом по отношению к вертикальной плоскости. В них отражалась не только красота интерьеров, но и расписные плафоны потолков, инкрустированные столешницы и мозаичные полы.

 

С помощью зеркал, висевших на стенах  можно было полюбоваться  великолепием  французского регулярного парка за окном, не выходя  из помещения.

Богатые,  орнаментированные  глубокой резьбой,  рамы для зеркал соответствовали пышным многоярусным одеждам и роскошным парикам представителей знати. Так в  XVII столетии во Франции, а затем и во всей Европе  в обрамлении зеркал итальянская сдержанность уступила  место роскоши и величию.  Известны целые зеркальные галереи, где глухие стены несли зеркала такого же размера и формы, что и большие окна. Пространство приобретало качества, которые принято  именовать как театральность и декоративность.

Часто выносили зеркала и в парк, когда королевская трапеза проходила на пленэре. Такие большие зеркала на специальных подставках «сопровождали»  необычные представления фокусников, актёров, музыкантов и певцов,  развлекающих важных гостей во время пиров. С помощью зеркал создавали иллюзию уходящих вдаль аллей строго подстриженных деревьев.     Королевские ювелиры во множестве изготовляли маленькие туалетные зеркальца, оправляя их в расписную лиможскую эмаль, восточный  перламутр, резную кость. Декоративные  рамы из ореха, груши, чёрного дерева, королевского кедра (чаще всего полированные), покрывают золотом и серебром. Для крепления этих металлов к дереву рам применяли  красный или жёлтый грунт.

Рамы для зеркал, созданные по архитектурным законам со временем постепенно «вытянулись».  Их украшали роскошными гирляндами цветов, связками фруктов и спиралевидными морскими раковинами. Зеркала помещались главным образом в углах дворцовых помещений. Выдающиеся французские мастера  изготавливали рамы для зеркал из мореного дуба,  золотили и серебрили дерево,  инкрустировали слоновой костью. Знаменитый мебельщик Андре Шарль Буль специально для зеркал создал сложные  орнаменты из листелей и волют. Резной узор из жёлтой меди, слоновой кости и черепахового панциря накладывался на золотую, красную,  голубую и зелёную красочную основу. Зеркала были обязательными предметами интерьеров  каминных, танцевальные и музыкальные залов, будуаров и даже  комнат для детских занятий.

В 1665 году в парижском предместье Сен-Антуан появился первый зеркальный завод.  Стеклоделие, активно поощрявшееся европейскими монархами,  привело к возникновению зеркальной индустрии, приносящей небывалые прибыли.  В конце века массивность и торжественность барочного зеркального обрамления сменилась изысканной лёгкостью рокайля.

В России изготовлением шарообразных зеркал занимался М. В. Ломоносов.

В эпоху галантного XVIII века – века французского  рококо,  изменение европейского стиля привело к потере цельности восприятия всего визуального мира. Небольшие пространства внутренних помещений, отсутствие прямых углов, всё это вместе взятое, изменили формы,  размер и пропорции зеркал, а также силуэты и декор их обрамлений. Зеркала той эпохи принято именовать  «зеркалами раздора», так как небольшие  зеркальные поверхности «дробили» пространство, разделяя его на несколько  разных, не связанных между собой частей.

 

Персоны высшего общества хотели видеть себя сразу в нескольких зеркалах одновременно, и в интерьерах появляется множество межоконных узких и «высоких» зеркал в изящных рамах. Вместо одного большого зеркала применяли трюмо и трельяжи, позволяющие себя рассматривать сбоку – в профиль, в три четверти и даже сзади. При этом отражения людей и мебели  удваиваются, множатся и «разрываются», изменяя восприятие окружающего интерьера.

Интерьеры становятся неузнаваемыми, особенно при зажженных свечах или свете огня большого камина.  Формы самой  мебели тоже изменились. Плавные обводы и изгибы мебели, увиты орнаментальными  ветками и гирляндами. Аромат экзотики,  кокетства и любви подчёркивается изображениями грациозных  женских фигурок.  Узорчато-прихотливые консольные туалетные столики и несессеры с модными помадами, пудрами и ароматами всегда оснащались миниатюрными овальными  зеркалами. Зеркала, размером покрупнее, встраивались в потолок и стены, а также  в верхнюю часть книжных шкафов.  Красивые, ассиметричной формы зеркала стали  обязательными  атрибутами  каминных залов, женских кабинетов и будуаров. Резная мебель с ажурным декором, причудливые  деревянные рамки, изготовленные  вручную, ещё и расписывались  изображениями восточных пагод и водопадов, райских птичек и озорных обезьянок, играющими в воде дельфинами и узнаваемыми цветочками. Всё это соседствовало с музыкальными инструментами и, конечно завершалось фамильными  вензелями хозяев.

На севере Европы зеркала вставляли в широкие с гладкими листелями из массива дуба и палисандрового дерева. Применялась в отделке техника маркетри и инкрустации, лучшим материалом для этого считался панцирь черепахи. В такие орнаменты, украшавшие рамы вплетались изображения военных трофей, птиц, животных и раковин. Большую популярность получили фламандские бра – кручёные металлические рамы с подсвечниками.

В Испании была поддержана ещё ренессансная  мода на восьмиугольные зеркала, но оправа для них была более широкой и пышной. Влияние арабской культуры выразилось в маленьких зеркалах, которые  наряду с центральным,   монтировались  в углах  широких  золочёных  рам.  В мистической Испании зеркала украшали даже стены кафедральных  соборов и монастырских  капелл, что в христианской  Европе считали богохульством.

Стилевой возврат к классике произошёл во Франции  (вторая половина XVIII столетия). Но более всего, поражает расцвет ампирной любви к зеркалам во времена Наполеона Бонапарта. К примеру: на большое зеркало помещали зеркало поменьше, а красивые,  позолоченные канделябры из бронзы  закрепляли прямо на отражающей поверхности. Отраженный свет свечей улучшал освещение интерьеров. Изобретено было особое зеркало овальной формы на шарнирах - псише, стоявшее обычно в спальне или кабинете.

Человеческое отражение в зеркале, отклонённом от вертикали на небольшой угол, хорошо воспринималось  людьми небольшого роста, делая их выше и стройнее зрительно. Подобные зеркала в настоящее время дизайнеры проектируют в интерьерах дорогих магазинов - бутиков по продаже эксклюзивной и авторской одежды.

 

Зеркала, обрамлённые резными деревянными или литыми бронзовыми рамами с классическим орнаментом, украшали туалетные столики и  ванны, позволяя любоваться своим отражением во время омовений и макияжа.

Последующая эпоха эклектики для зеркал не была наполнена ни существенными открытиями в технологии, ни преобразованиями формы и декора. Разнообразные рамы, повторяющие все стилевые признаки предыдущих веков, оставляли равнодушным профессиональный взор.

Лишь конец XIX – начало XX столетия  характеризуется для искусства интерьеров  девизом «назад к природным формам». Зеркала стали частью сложной комбинированной мебели. Рамы к ним изготавливали из красного дерева и других экзотических пород, их украшали инкрустацией полудрагоценных камней с перламутром, керамическим цветным рельефом, применяли прорезные лаки и чернённые бронзовые накладки, цветное стекло и мозаику в угоду утончённому вкусу людей эпохи  модерна.  

 

Представители  богемы желали видеть своё отражение в необычных зеркалах. Поэтому рамы  обрамляли  плетями «живых стеблей трав и диковинными восточными цветами».  Настоящие произведения искусства- зеркала в таких рамах - приковывали любопытные взгляды гостей.

 

Появление электрического освещения с эффектом точечной подсветки зеркал изменило характер  интерьеров. Зеркала, вмонтированные в паркетный пол, позволяли,  не поднимая головы, подробнее рассмотреть  декоративную вентиляционную решётку, непривычную рельефную роспись или цветные плафоны на потолке. Искривлённые зеркальные поверхности использовались в помещениях с фальшь-проёмами. Кривизна зеркальных поверхностей и искаженные отражения в них полностью преобразовывали восприятие интерьера.

 

 

 

 

«ЗЕРКАЛО СОВРЕМЕННОСТИ»

 

Нынешнее время,  названное постмодерном, по отношению к зеркальным и стеклянным поверхностям очень благосклонно: хай – тек и минимализм, функционализм и неоклассика. Интерес к восточным мотивам внёс в интерьеры общественных заведений (клубов, ресторанов и кафе), так называемые зеркальные обманки. Выпуклая или вогнутая  форма  зеркальной поверхности изменяет отражение интерьера современных помещений, где, например, танцующие   посетители вовлечены в некую магию игры. Отраженная глянцевой поверхностью искаженная реальность пробуждает воображение  и  творческую фантазию людей.

Помещения  двухуровневых квартир дизайнеры  украшают зеркальными пилястрами и колоннами. Отражения карнизов и фризов высоких стен в зеркалах,  превращают такие пространства  в некое подобие своего собственного «города».

Другое направление в применении зеркал - стремление придать всему новому видимость принадлежности к истории, возродить стиль «ретро». Зеркала вместе с обрамлениями «старят» искусственно, нанося  патину и кракелюры. Существует спрос на новейшие технологии такого декорирования. Краснодеревщики, художники, бронзолитейщики изменяют поверхности самого  материала, выбирая нужный тон и цвет по заказу. Существует спрос на особую фурнитуру для таких состаренных зеркал.

Меню

  • Фора-Дизайн
  • О Нас
  • Услуги
  • Портфолио
  • Прайс-лист
  • Азбука дизайна
  • Контакты

Контакты

Тел: + 7 985 753-66-00
Почта: info@foradesign.ru



Мы в социальных сетях

Контактная форма