Камины. Узоры тепла

6 Январь 2015
|
Категория: Азбука дизайна

Автор - Зуева Марина Геннадьевна, историк искусства, член международной организации АИС, дизайнер.

 

С глубокой древности люди верили, что в огне скрыта таинственная сила, которая отгоняет злых духов. С очищающей силой пламени, поглощающей зло, связаны культы языческих костров, возжигания свечей в христианских церквях и на могилах умерших. Было обязательным (и остаётся актуальным до сих пор) украшать предметы, сопровождающий открытый огонь, символическими узорами и орнаментами.

история каминов. Первобытный огонь

Пещеры, где селились наши далёкие предки, увы, не отапливались. Долгое время люди просто не знали, как добывать этот самый огонь! Божеские почести отдавались в древности появившимся языкам пламени, добытому тем или иным способом. Использование огня было величайшим достижением, которое буквально изменило  жизнь людей. Они могли согреваться в холодные дни, питаться пищей, приготовленной на огне. Благодаря огню люди научились обжигать глину и плавить металлы.

У одного из племени индейцев Северной Америки был свой храм Солнца – строение круглой формы с крышей в виде купола. В центре его поддерживался неугасимый огонь, подле которого три раза в день возносили молитвы солнцу. Огонь ассоциировался с солнцем. В Киевской Руси поклонялись Даждьбогу, которого летописец именовал почтительно: «Солнце – царь».

В религиях древних мексиканцев почитался бог огня Ксиутектли. В его честь дважды в год они устраивали специальные празднества. Непременным культовым элементом были пляски вокруг пылающего костра. У многих народов мира и поныне существует обычай, начиная трапезу, бросать в огонь кусочки пищи.  Одним из главных богов индийского пантеона являлся бог огня Агни. Жрецы огня приносили этому богу жертвы, чтобы обеспечить благополучие всем людям. Обязательным во всех обрядах в честь Агни был ритуальный костёр, который доверялось разжигать только жрецам. история каминов. Прометей

Прометей – греческий бог огня, согласно мифу, был прикован к скале за то, что похитил искру небесного огня и передал людям. В сонме богов была и хранительница домашнего очага – Гестия и бог огня и кузнечного ремесла Гефест, в честь которого устраивали лампафории – бег с пылающими факелами.

Римскому богу Вулкану посвящались особые дни чествования. Почиталась в империи и богиня дома и мужской удачи – Веста, которой посвящено много храмов. Самый известный из них существовал в Риме, в этом храме поддерживался вечный огонь. Когда возникало где-то новое поселение, огонь для него зажигали в храме Весты, а если он угасал, то это считалось предзнаменованием большого несчастья.

В древнейших орнаментах можно найти символ огня – крест. По мнению многих историков, этот знак – символ орудия для добывания огня. Огонь возгорался трением двух палочек о брусок. Символ солнца и огня в дальнейшем имел форму квадриги (движущегося креста).

    Современный человек, как и его далёкий предок, поддаётся магии открытого огня. В жилищах можно видеть пламя огня в камине. Каков возраст камина, определить невозможно: первые свидетельства относятся к IX столетию по Р.Х. В среднеевропейском климате человеку необходим согревающий помещение огонь для приготовления еды  и для освещения. Из-за опасности возникновения пожара огонь первоначально располагали в центре единственной комнаты, из которой и состояла  хижина. Дым, исходящий от горящего в огне дерева или торфа, выходил наружу через щели в крыше. Облицованная глиной или камнями плоская колосниковая решётка обрамляла расположенную на земле топку. Каменное основание высотою со стол сделало из топки очаг, над которым подвешивали или устанавливали на треножнике горшок с варевом.

Даже когда жилище человека стало состоять из нескольких помещений, согревающий и дающий свет, огонь очага остался функциональным и духовным центром дома.

     Прототипы каминов встречаются в описаниях военных походов древних римлян. Для центрального отопления нескольких помещений римляне разработали отопительные каналы, которые располагались под полом.  По ним и проходил  горячий воздух. Эти отопительные системы нашли своё применение, прежде всего в термах, виллах и дворцах холодных провинций Священной Римской империи. Но особого почёта камин удостоился в средневековье с X – го по XV века. Сооружение над очагом огнестойких труб, отводящих воспламеняющие искры, по всей вероятности, началось в плотно застроенных городах. В каменных зданиях стало возможным располагать очаг не в центре помещений, а около стены, а дымоход для  отвода газов прокладывать в стене. Подобного рода камины находят  со времени раннего средневековья в монастырях и замках – крепостях. Несмотря на то, что их отопительная способность оставалась достаточно низкой, они были на протяжении веков самым распространённым источником тепла  и неяркого света.

Камин в средние века

 Само слово «камин» происходит от латинского caminos – и печь, и очаг. «Камин – среднее между очагом и печью: огнище с открытой топкою и прямой трубою» - написано у В. Даля в словаре.

Каминами принято называть открытые очаги огня с обязательными огнестойкими шахтами дымохода.

В странах с тёплым климатом южнее Альп или в Англии (благодаря тёплому течению Гольфстрим), такие камины и сегодня не потеряли своего значения. Печь, конечно, даёт больше тепла, нежели камин, так как она нагревает помещение не прямым излучением от огня, а накапливает тепло своей массой и постепенно отдаёт его в окружающее пространство интерьера.  Средневековая кафельная печь с XI века облицовывалась сначала в верхней своей части, а потом и на всей поверхности. Уже в период поздней готики существовали печи из литых кафельных плит, изготовленных ручным способом. Начиная с XIV века, каменные и кафельные печи заменились в Средней Европе  повсеместно каминами.

В замках синьоров камины устраивали на верхних этажах крупных жилых башен – донжонов. Большие по площади  дворцовые интерьеры отапливались даже несколькими каминами. Во избежание сквозняков они не строились в наружных стенах или напротив стен с окнами и дверными проёмами. Средневековые камины представляли собой  монументальные сооружения с высокой топкой  и огромным колпаком. Колпаки каминов поддерживались кронштейнами, колонками или небольшими стенками, имеющими систему выступов. Непременным требованием являлся открытый доступ к каминному порталу, который должен быть обращён в центральную часть помещения.

камины замков

 Монументальные камины характерны в первую очередь для интерьеров французских замков.   Это    помещения  с высокими перекрытиями и, поэтому с большой каминной топкой, красивым колпаком, украшенным рельефными узорами или керамическими плитками с яркими орнаментами.

В английских средневековых каминах, по всей вероятности, больше внимания уделялось функциональности, нежели красоте. Так как природные условия этой страны более суровые, чем во Франции, камины имели другую конструкцию и декор. Боковые стенки топки таких каминов развёрнуты с расширением в сторону помещения, а задняя – наклонена вперёд. Внутренние поверхности английского камина в большей степени отражают лучистое тепло в воздух. Интересно, что декор мог быть  в средневековой Англии частью готической конструкции. Примером тому служит  готический орнамент окон, включающий в себя узор, составленный из нескольких  извивающихся дымовых труб. В высоких залах с плоским балочным потолком каминные колпаки во Франции обычно доходили до перекрытия и только в сводчатых интерьерах делались ниже. В Англии встречаются камины с небольшими наклонными колпаками, а также целиком «утопленные» в стене камины без колпаков. итальянский камин в средние века

Итальянские пристенные камины, украшавшие приёмные залы палаццо имели небольшие, незначительно выступающие из стены трапециевидные колпаки и строгие геометрические профильные фасады. На поверхности колпаков этих каминов размещались скульптурные и живописные геральдические элементы – гербы и монограммы.

итальянский камин

Искусственное освещение парадных интерьеров средневековых замков и дворцов состояло из света излучаемого открытым огнём больших каминов; и только потом - факелов в виде пучков сальных или восковых свечей, а также масляными лампами. На верхних уровнях  таких замков обычно находились:  спальни обитателей, парадная комната, кухня для семьи сеньора, кабинет, детская и комната для уединения. Интересно, что огонь разводили один раз в сутки: либо вечером, чтобы согреть больных и поставить им пиявки, либо на рассвете,  чтобы обогреть  отнятых от груди детей.

     Мебель, кроме трапезных столов, в средневековых интерьерах расставлялась вдоль стен (за исключением столов для принятия пищи). В обеденное время большой зал даже в маленьком замке имел одно назначение: там устанавливались столы и трапезничали. Феодал и его супруга присаживались спиной к камину и обедали в присутствии слуг, в то время как музыканты и танцоры развлекали хозяев и гостей замка.

История каминов. Английский камин В богатых же домах Англии стол часто ставился напротив камина с таким расчётом, чтобы хозяева и их гости лицом были обращены к огню. Получили популярность готические скамьи с перекидными спинками, позволяющие по – разному рассаживаться рядом с камином без перестановки мебели.

 До XIII – XIV веков камин, декор которого подчёркивал ранг хозяина дома, был лишь независимым, открытым очагом в замке.  В XIV веке во Франции уже специальные указы определяли условия строительства каминов,  круг лиц, которым позволялось строить, либо заказывать камины, а также размер налога, который они платили. На старинных картинах и гобеленах мы видим, как короли и аристократы, принимающие послов и гостей у камина, одеты в шубы - значит, в помещениях было прохладно. Достаточно сказать, что если при морозе около десяти градусов Цельсия, непосредственно около камина температура достигала только пяти - десяти градусов тепла. В  противоположной части зала было вообще холодно.

Средневековые камины строились в южной Европе (Италии, Испании и Португалии) из тяжёлого плотного мрамора или гранита с высоким в рост человека, проёмом топки. В странах Северной Европы использовали местные материалы и огнеупорные (шамотные) кирпичи, а для отдельных элементов камина (перемычек и полочек) – дерево. Чаще всего применяли дуб или бук – прочные и твёрдые породы. Резные украшения состояли из готических роз, стилизованных лилий (символа Богоматери), лиственного и цветочного орнаментов. Задние стенки каминов иногда украшали керамическими плитками, кладка и узор которых, представляли отдельную композицию. Большую популярность имели более прочные железные или бронзовые литые плиты на задней стенке больших каминов с рельефами фамильного герба и монограммой хозяев. Встречаются также числа – даты изготовления деталей камина. Эти знаки значительно облегчают труд современных исследователей по установлению времени постройки самого сооружения.

    В начале XVI столетия пристенный камин получил большее распространение, чем центрально расположенный очаг.

Вообще, камин становится центром интерьера и ему уделяется  особое внимание. Простые камины,  имевшие кирпичную или каменную дымовую трубу, строились напротив внешней стены или размещались в одной из центральных внутренних стен. В этом случае несколько каминов могли использовать один общий дымоход. Камины имели деревянную или каменную перемычки. Форма перемычки была геометрически проста, имела скошенные края или  профилирована. Конструкции нескольких каминов для больших домов объединялись в едином кирпичном или каменном объёме. С начала XVI века каминные топки обычно перекрывались большими   четырёхцентровыми арками, украшенными антревольтами с эмблемами и девизами  и четырёхлиственниками на фасадах. Перемычка украшалась накладным резным фризом. Феодалы ценили размеры и мощь. Внутри камина нередко жарили на вертеле дичь внушительных размеров. В основу конструкции портала была положена классическая ордерная система опорных колонн. Именно этот период непомерного украшательства и роскоши считается временем рождения каминной полки. Над этими полками впоследствии образовались ниши, на филёнках которых помещались рельефы с фамильными гербами. Верхние каминные резные панели удивляли фантастическими растительными и антропоморфными орнаментами, позднее названными арабесками и гротесками. Нередко над каминными полками в лучших замковых традициях располагалась коллекция холодного оружия. Выступающие поды каминов строили из камня или огнеупорного кирпича. На поды ставили железные или чугунные подставки для дров. Они тоже украшались звеньями геометрического или зооморфного узора. Задняя сторона камина  отделывалась тонкими кирпичами или плитками или защищалась задником из кованого железа.  Такие очаги часто обогревали средневековые кабинеты и приёмные.


Продолжение >>>

Меню

  • Фора-Дизайн
  • О Нас
  • Услуги
  • Портфолио
  • Цены
  • Азбука дизайна
  • Контакты
  • Блог

Контакты

Тел: + 7 985 753-66-00
Почта: info@foradesign.ru



Мы в социальных сетях

Контактная форма